💂‍♂️Факты о Номане Челебиджихане💂‍♂️ Безусловным лидером и национальной гордостью крымских татар был и остается Номан Челебиджихан. Поэтому 23 февраля является для нас, его потомков, не символом праздника, а днем траура по зверски убитому главе крымскотатарского государства, пусть и просуществовавшего чуть более месяца. Несмотря на гордость, которую мы испытываем за эту историческую личность, знаем о ней не так много. Впрочем, это неудивительно, ведь в истории жизни муфтия и главы Крыма осталось немало белых пятен. Например, до сих пор точно не известна дата рождения крымскотатарского лидера. 1.Номан Челебиджихан родился в несуществующем сегодня селе Биюк-Сунак близ Джанкоя, которое в то время относилось к Перекопскому уезду. В сентябре 1944 года в опустевшее после депортации село заехали новые жильцы, а 18 мая 1948 года историческое название изменили на Чирки. Но в 70-х годах село обезлюдело и исчезло с карты. 2. Отец Номана Челебиджихана, Ибраим Челеби, был землевладельцем и  имамом мечети в Биюк-Сунак. 3. Мать Номана Челебиджихана звали Джиханшахдир. Она происходила из знатного рода и тоже носила фамилию Челеби (но они с мужем не были родственниками: «Челеби» изначально – это титул, который предоставлялся людям образованным и авторитетным, пока не стал частью имени). 4. В российских имперских документах Номан Челебиджихан официально именовался Челеби Челебиевым. 5. Крымскотатарский поэт и общественный деятель Шевки Бекторе таким вспоминал Номана Челебиджана: «Он аккуратно одевался, любил порядок. Был высоконравственным и экономным. Не курил и не пил спиртное. Не терял время зря, много читал и много работал. Челебиджихан был чуть выше среднего роста, стройным и здорового телосложения… Уходя, он немного наклонял голову, не смотрел по сторонам, и вел себя очень серьезно. В манере одеваться он владел просто идеальным вкусом. И хотя уже прошло более полувека с тех пор, он встает у меня перед глазами, словно я его видел вчера: всегда чистые, густые и иссиня-черные волосы, подстриженные на уровне затылка, сросшиеся брови, густые усы, умные, темно-каштанового цвета, горящие огнем глаза, которые вселяют веру в себя, – таким был этот человек. Он носил модный тогда среди учащейся молодежи пиджак, покроя типа редингота, из черной шерстяной ткани, жилет, с карманом для часов, и очень модные черные брюки в белую полоску. Вместо рубашки он носил накрахмаленную манишку со стоячим белым воротником и манжетами, а на шее он завязывал с особым вкусом большой галстук в виде бабочки из черного шелка с галунами, 20 сантиметров шириной. Этот оригинальный галстук привлекал внимание окружающих. Заинтересованные ним крымские девушки шутили: «дует ветерок, а бабочка, как парус…». Челебиджихан всегда, когда находился в Стамбуле, носил красную феску, а приехав в Крым, надевал черную каракулевую крымскотатарскую шапку… Для ведения приличного образа жизни ему приходилось тратить и свои умственные силы, и здоровье, и время, и деньги. Этот человек был очень серьезный, надежный, заслуживал доверия в жизни, терпеливо снося трудности, щедрый, трудолюбивый, терпеливый, приветливый, обладал глубоким и широким кругозором, не переносил фальши, и никогда не проявлял ее по отношению к другим». 6. О личной жизни Номана Челебиджихана почти не сохранилось сведений. Известно, что он любил девушку, имя которой не сохранилось, но не мог  жениться на ней из-за бедности. Выходом из затруднительного материального положения стала женитьба на единственной дочери евпаторийского богача Сеита Абди Аджи. 7. Некоторое время в 1912 году он провел в Бахчисарае, живя в доме легендарного крымскотатарского просветителя Исмаила Гаспринского. Он играл в спектаклях местного театра и участвовал в работе Общества милосердия. Речь Челебиджихана на открытии Общества так поразила присутствующих, что один из них, Измаил-ага Дервиш, сразу же пожертвовал свой гостевой дом и кафе при нем на нужды Общества. 8. Когда Номан Челебиджихан учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского Психоневрологического института, испытывал крайнюю нужду. Не имея поддержки из дома, он вынужден был каторжно работать – в частности, мостить камнем улицы, от чего часто болел. 9. В первый раз  Номана Челебиджихана арестовали в августе 1917 года, после того Симферопольский совет солдатских депутатов обвинил его в подстрекательстве солдат, а часть крымчан-традиционалистов написала на него донос в контрразведку, обвинив Челебиджихана в связях с Турцией. Вскоре после этого крымскотатарского лидера вынуждены были освободить, после взрыва недовольства среди крымских татар: от гневных телеграмм с мест и непрерывных совещаний общественных организаций до собраний у севастопольской тюрьмы решительно настроенных солдат-крымцев. 10. 13 декабря 1917 года I Курултай крымскотатарского народа провозгласил создание Крымской Народной Республики. Челебиджихан был избран председателем национального правительства — Совета директоров (Директории) и одновременно начальником его управления юстиции. В прессе Номана Челебиджихана называли президентом Крыма. 11. Одной из основных и вызвавших протесты в консервативных кругах новаций Номан Челебиджихан, ставшего первым демократически избранным муфтием мусульман Крыма, Украины, Литвы, Польши и западной части России,  стало то, что он лишил крымскотатарских женщин чадры. 12. Номан Челебиджихан выступал за равноправие всех народов, живущих в Крыму. В своей программной речи в преддверии открытия Курултая он говорил: «На Крымском полуострове растут разноцветные розы, лилии, тюльпаны. И у каждого из этих изящных цветов есть своя особенная красота, свой особенный нежный аромат. Эти розы, эти цветы – живущие в Крыму народы: крымские татары, русские, армяне, евреи, немцы и другие. Цель Курултая – собрав их вместе, составить из них красивый и изящный букет, основать на прекрасном острове Крым настоящую цивилизованную Швейцарию. Курултай думает не только о крымских татарах, но обо всех народах, на протяжении веков по-братски живущих вместе с ними. Курултай приглашает их работать вместе, и будет идти с ними рука об руку. Крымские татары будут играть в этом деле не роль руководителя, но роль зачинателя, инициатора». 13. Номан Челебиджихан внедрял множество демократических реформ: признание равенства мужчин и женщин, основание двуязычных газет, народное образование, создание крымскотатарских военных подразделений. Благодаря Челебиджихану в Симферополе были открыты женская гимназия и техникум, на базе Зынджирлы-медресе образовался Педагогический институт, краткосрочные курсы повышения квалификации и обязательные экзамены охватили всех учителей-крымцев. 14. Номан Челебиджихан знал, что его могут арестовать большевики, но не покинул Крым. 15. Накануне захвата Крыма большевиками по предложению Номана Челебиджихана Курултай совершил последнюю попытку решить спор с большевиками компромиссом. Челебиджихан предложил создать для управления Крымом специальный орган, который включал бы по 10 представителей от РНП, Курултая и большевиков, но было поздно. 16. Его арестовали 26 января 1918 года и продержали в севастопольской тюрьме почти месяц. Там он имел разговор с Юрием Гавеном – председатель севастопольского ревкома, но содержание его навсегда останется тайной. 17. В два часа ночи 23 февраля 1918 года группа матросов ворвалась в тюрьму и потребовала выдачи задержанных. Тюремный комиссар по телефону получил указание Севастопольского совета выдавать всех, кто указан в матросских списках. Среди первой пятерки был и Челебиджихан. Матросы сначала жестоко пытали своих жертв, затем расстреляли, ограбили и продолжили глумиться над их телами. Растерзанное тело муфтия вместе с другими бросили в автомобиль и отвезли к Графской пристани. Там убитых грузили на баржи, отвозили подальше от берега и, привязав камни, бросали в море. Лишь немногим родственникам позже удалось отыскать останки тел своих близких.